Гринина Светлана Юрьевна. Персональный сайт педагога.

Менторство как средство поддержки и развития молодых специалистов ДОО.

 В России президентом В.В. Путиным 2023 год был провозглашен Годом педагога и наставника. Целю такого решения является повышение статуса педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (указ от 27. 06. 2022 № 401).

Термин «менторство» является синонимом слова «наставничество», и означает комплексный метод обучения, в котором более опытный сотрудник делится своими навыками и умениями с менее опытным по принципу «учу тому, что знаю сам».

В нашей стране наставничество в образовании – давно забытая практика, которая в условиях модернизации современного образования обретает новое дыхание. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи социального и профессионального опыта.

Организация наставничества — это эффективный и результативный способ повышения компетентности молодых педагогов.

Молодые педагоги, находясь в начале своего профессионального пути, сталкиваются с рядом трудностей, которые опытному педагогу кажутся мелочами, а именно неумение определить цели и задачи образовательной деятельности, формы работы с детьми, выстроить последовательность этапов занятия, неумение рассчитать время образовательной деятельности и многие другие. Для того, чтобы помочь начинающему специалисту быстрее освоить все нюансы профессии и освоиться в ней, за ним закрепляется наставник. Наставник – это профессионал своего дела, знающий образовательную организацию, имеющий большой опыт педагогической работы, педагог, который способен оказывать помощь и поддержку молодым специалистам. Целью системы наставничества является создание условий для профессионального развития и совершенствования профессионализма начинающих педагогов.

Помощь педагога-наставника дает возможность молодому специалисту быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в собственных силах, убедиться в верности выбора профессии, научиться толерантности и коммуникации при взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя и получить мотивацию к дальнейшему карьерному росту.

Организация наставнической деятельности позволяет решить следующие задачи:

- способствовать формированию профессиональной компетентности начинающих педагогов;

- содействовать развитию социально значимых и профессионально важных качеств;

- стимулировать готовность начинающих воспитателей к профессиональному росту, к поиску оптимальных способов качественного и творческого выполнения своей профессиональной деятельности.

Исходя из поставленных задач алгоритм построения взаимодействия наставника и наставляемого основывается на:

- изучении потребностей и определении сильных сторон наставляемого;

- реализации практических мероприятий по повышению компетентности наставляемого;

- анализе деятельности наставника и наставляемого с последующим планированием дальнейшей работы или ее завершение.

Активные формы работы с молодыми специалистами ДОУ с целью развития их профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе:

— практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника; совместное проведение обследования детей;

— мастер-классы;

— решение проблемных ситуаций;

— посещение и анализ «открытых» занятий опытных педагогов;

— консультации по проведению родительских собраний;

— организация индивидуальных консультаций;

— посещение методических объединений воспитателей;

 — участие в различных конкурсах.

К основным тематическим направлениям методической помощи начинающему воспитателю относятся:

- нормативно-правовая база построения образовательной деятельности;

- взаимодействие с семьями воспитанников (законными представителями);

- культура речи;

- корпоративная культура;

- презентация своего опыта.

Начинающий педагог должен обладать следующими педагогическими способностями:

- дидактические –умение передавать воспитанникам знания в доступной форме;

- конструктивные – умение педагога общаться с детьми в зависимости от конкретной ситуации;

- экспрессивные – умение в свою речь уместно включить юмор;

- коммуникативные – правильный подход к ребенку в процессе обучения и воспитания;

- способность распределять внимание – умение легко переключаться с одного объекта на другой;

- актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть добрым, строгим, спокойным, но всегда объективным и справедливым;

- умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Все перечисленные выше компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Отсутствие одних можно компенсировать активным развитием других компонентов.

В ходе организации наставничества молодой педагог получает от наставника определённые знания, развивает навыки и умения, увеличивает свой профессиональный уровень и способности. Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции. Технология наставничества в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога.

Литература:

1. Бреусова, В. С. Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога / В. С. Бреусова, В. И. Мосиенко, М. Н. Ольшанская, М. В. Фомовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 5-8.

2. Баранова, С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность — Москва, 2011.

 Нугуманова, Л. Н., Яковенко Т. В. Эволюция в системе наставничества в педагогической практике. Академия, 2018. 284 с.

2 марта 2024 в 11:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.