Гринина Светлана Юрьевна. Персональный сайт педагога.
Менторство как средство поддержки и развития молодых специалистов ДОО.В России президентом В.В. Путиным 2023 год был провозглашен Годом педагога и наставника. Целю такого решения является повышение статуса педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (указ от 27. 06. 2022 № 401). Термин «менторство» является синонимом слова «наставничество», и означает комплексный метод обучения, в котором более опытный сотрудник делится своими навыками и умениями с менее опытным по принципу «учу тому, что знаю сам». В нашей стране наставничество в образовании – давно забытая практика, которая в условиях модернизации современного образования обретает новое дыхание. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи социального и профессионального опыта. Организация наставничества — это эффективный и результативный способ повышения компетентности молодых педагогов. Молодые педагоги, находясь в начале своего профессионального пути, сталкиваются с рядом трудностей, которые опытному педагогу кажутся мелочами, а именно неумение определить цели и задачи образовательной деятельности, формы работы с детьми, выстроить последовательность этапов занятия, неумение рассчитать время образовательной деятельности и многие другие. Для того, чтобы помочь начинающему специалисту быстрее освоить все нюансы профессии и освоиться в ней, за ним закрепляется наставник. Наставник – это профессионал своего дела, знающий образовательную организацию, имеющий большой опыт педагогической работы, педагог, который способен оказывать помощь и поддержку молодым специалистам. Целью системы наставничества является создание условий для профессионального развития и совершенствования профессионализма начинающих педагогов. Помощь педагога-наставника дает возможность молодому специалисту быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в собственных силах, убедиться в верности выбора профессии, научиться толерантности и коммуникации при взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя и получить мотивацию к дальнейшему карьерному росту. Организация наставнической деятельности позволяет решить следующие задачи: - способствовать формированию профессиональной компетентности начинающих педагогов; - содействовать развитию социально значимых и профессионально важных качеств; - стимулировать готовность начинающих воспитателей к профессиональному росту, к поиску оптимальных способов качественного и творческого выполнения своей профессиональной деятельности. Исходя из поставленных задач алгоритм построения взаимодействия наставника и наставляемого основывается на: - изучении потребностей и определении сильных сторон наставляемого; - реализации практических мероприятий по повышению компетентности наставляемого; - анализе деятельности наставника и наставляемого с последующим планированием дальнейшей работы или ее завершение. Активные формы работы с молодыми специалистами ДОУ с целью развития их профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе: — практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника; совместное проведение обследования детей; — мастер-классы; — решение проблемных ситуаций; — посещение и анализ «открытых» занятий опытных педагогов; — консультации по проведению родительских собраний; — организация индивидуальных консультаций; — посещение методических объединений воспитателей; — участие в различных конкурсах. К основным тематическим направлениям методической помощи начинающему воспитателю относятся: - нормативно-правовая база построения образовательной деятельности; - взаимодействие с семьями воспитанников (законными представителями); - культура речи; - корпоративная культура; - презентация своего опыта. Начинающий педагог должен обладать следующими педагогическими способностями: - дидактические –умение передавать воспитанникам знания в доступной форме; - конструктивные – умение педагога общаться с детьми в зависимости от конкретной ситуации; - экспрессивные – умение в свою речь уместно включить юмор; - коммуникативные – правильный подход к ребенку в процессе обучения и воспитания; - способность распределять внимание – умение легко переключаться с одного объекта на другой; - актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть добрым, строгим, спокойным, но всегда объективным и справедливым; - умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение. Все перечисленные выше компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Отсутствие одних можно компенсировать активным развитием других компонентов. В ходе организации наставничества молодой педагог получает от наставника определённые знания, развивает навыки и умения, увеличивает свой профессиональный уровень и способности. Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции. Технология наставничества в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога. Литература: 1. Бреусова, В. С. Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога / В. С. Бреусова, В. И. Мосиенко, М. Н. Ольшанская, М. В. Фомовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 5-8. 2. Баранова, С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность — Москва, 2011. Нугуманова, Л. Н., Яковенко Т. В. Эволюция в системе наставничества в педагогической практике. Академия, 2018. 284 с. 2 марта 2024 в 11:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.