Гринина Светлана Юрьевна. Персональный сайт педагога.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 В современном мире имеет место утрата многих нравственных ценностей, среди них и те, которые определяют этническое своеобразие народа. Причиной этому послужил тот факт, что в педагогическом процессе недостаточное количество времени отведено для приобщения дошкольников к национальной культуре, а это приводит к отрыву молодого поколения от этнокультурной среды.

В настоящее время приобщение дошкольника к общечеловеческим и отечественным ценностям, его становление как личности, формирование его гражданской позиции, патриотических чувств, принятие им национальных традиций и социокультурных норм является насущной проблемой современного воспитания.

У ребенка к концу дошкольного возраста формируется первичное мировоззрение, как ранняя форма самосознания и самооценки. Самооценка являет собой представления о себе, своих качествах, возможностях, своем месте в мире и системе взаимоотношений с людьми, что и составляет основу самосознания личности, ее идентичности.

Идентичность же можно назвать «социокультурным конструктом», поскольку ее составляющими являются половая, расовая и этническая принадлежность, родной язык и т.д., то есть самоопределение личности по отношению к другим. Именно поэтому в дошкольном возрасте можно говорить только о предпосылках становления гражданской идентичности личности.

В формировании основ гражданской идентичности ребенка принимают участие и семья, и сверстники, и дошкольные образовательные учреждения.

Умелое включение ребенка педагогом в ознакомление с окружающим предметным миром – одно из важнейших условий эффективности воспитательно-образовательного процесса, которое ведет к формированию основ гражданской идентичности личности в дошкольных образовательных учреждениях.

Традиционная народная культура помогает педагогам  поднять эмоциональный настрой дошкольника, сделать его пребывание в детском саду более радостным.

В рамках образовательной программы педагоги знакомят детей с русским фольклором, способствуют развитию представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, знакомят детей с народными праздниками, развлечениями, традициями, с прошлым своего края, с его историей.

Большой популярностью у педагогов пользуются инновационные методы по формированию у детей дошкольного возраста гражданской идентичности. Такими методами являются экскурсии или маршруты выходного дня в различные учреждения культуры с целью знакомства дошкольников с народной культурой.

На территории города Арзамаса и Арзамасского района находится большое количество музеев: краеведческих, исторических, которые предлагают много познавательных и интересных программ для детей разного возраста.

Как жили люди раньше? Как работали и отдыхали? Какие соблюдали обычаи и традиции?

Найти ответы на все интересующие вопросы в ходе экскурсии – значит окунуться в далекие времена, вернуть утраченные ценности, с пользой провести время.

Одним из музейно – выставочных центров, которые предлагают познакомить детей с народной культурой Арзамасского района является «Центр ремесел Арзамасского края» р.п. Выездное.

Сотрудники музейно-выставочного центра проводят для гостей экскурсии, мастер-классы: по изготовлению мочальной куклы (оберега), глиняных игрушек, сувенирных валенок.

Для детей организуют праздник с русскими народными забавами, в конце которого ребят приглашают на чаепитие из настоящего самовара. Такая программа носит название «Самовар да валенки – русские забавинки».

В небольших залах музейно-выставочного центра представлена современная бытность промыслов и ремесел арзамасского края, история их становления.

В музее представлены предметы женского рукоделия: домотканые дорожки, знаменитое золотое шитье, лоскутное плетение, а так же образцы народного костюма местных жителей.

В зале оформлены интерьеры различных мастерских: сапожной, гончарной. Воссоздано убранство «Луковой избы», которая посвящена луку - символу Арзамасского района.

Красной нитью вплелись в историю района годы Великой Отечественной Войны.  Этому событию посвящены несколько залов музейно-выставочного центра, где представлены артефакты с боев сражений, письма, являющиеся связующим звеном бойцов с их семьями.

Впечатлениям детей не будет предела. Экскурсия еще больше разожжет желание детей узнать о культуре и быте своих предков.

Таким образом, четко спланированное и грамотно организованное сотрудничество детского сада с различными учреждениями культуры, повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, что непосредственно влияет на представление детьми целостной картины мира, творческого самовыражения в любой сфере деятельности, т.к. исчезает территориальная ограниченность дошкольной образовательной организации. Посещение различных музеев формирует у детей навыки общения со взрослыми, способствует развитию любознательности, обогащает представления детей о разнообразных профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых. Благодаря сотрудничеству с музеями дети углубляют свои знания об истории и культуре России, Арзамаса, расширяется кругозор детей. Воспитанники приобщаются к культурному наследию, учатся толерантности. А все это  и является составляющими компонентами гражданской идентичности личности.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Воспитание: социально-педагогические и психологические аспекты. – М.: ИД ООО «ВИТЯЗЬ-М», 2005. – 48 с.

2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008. – 160с.

3. Карабанова О.А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива «среде» в понимании движущих сил психического развития ребенка. //Журнал практического психолога. – 2003. - № 1. – с. 4-6.

4. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. - 1999. - т. 20. - №3. - C. 48-58.

29 августа 2022 в 21:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.